Выполнение требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников
в МБДОУ детском саду №3 «Теремок».
В МБДОУ детском саду №3 «Теремок» соблюдаются требования к целостности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Основные направления и задачи данной работы отражены в основной образовательной программе ДОУ (разделы «Физическая культура» и «Здоровье»), годовом плане, тематическом планировании (Недели здоровья, недели «Я и мой организм», «Как избежать неприятностей»), в комплексно – тематических планах в каждой возрастной группе. Её целью является: сохранение здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры (знания о здоровье, культура здорового и безопасного образа жизни). Работа по формированию валеологической компетентности в детском саду организована и проводится в системе.
Воспитательно – образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом ДОУ, режимом организованной образовательной деятельности, которые составлены с учетом требований СанПиН.
Данная работа с детьми проводится воспитателями ДОУ, воспитателем по физкультурно-оздоровительной работе. При организации работы с детьми педагогами учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, задачи усложняются в каждом возрастом периоде. Образовательная деятельность в ДОУ включает в себя организацию НОД, дидактических и сюжетно –ролевых игр, викторин, бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, в ходе которых, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Физкультурно – оздоровительная работа проводится в тесной связи с медицинским работником детской поликлиники.
В детском саду имеется специально - оборудованный медицинский кабинет, медицинское обеспечение осуществляется работником ЦРБ. Медицинская сестра наблюдает за состоянием здоровья детей, проводит профилактические мероприятия, занимается просветительской работой с воспитателями и родителями. Следит за санитарным состоянием и содержанием помещений, соблюдением личной гигиены воспитанниками и персоналом.
В ДОУ проводится мониторинг здоровья детей медсестрой детской поликлиники. На основании индивидуальных медицинских карт дети каждой возрастной группы распределяются по группам здоровья, что помогает воспитателям планировать физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
Показатели здоровья воспитанников (2016- 2017 уч. год.)
-общего показателя здоровья;
1 гр. - 53 человека – 64%
2 гр. – 21 человек – 25%
3 гр. – 8 человек – 10%
5 гр. – 1 человек -1%
- заболеваемости органов зрения – 4 человека – 4%
- заболеваемости опорно - двигательного аппарата (нарушение осанки) -6 человек -6%
- случаи травматизма в образовательном учреждении - 0.
Так же совместно с воспитателем по физкультурно- оздоровительной работе, воспитателями групп она проводят мониторинг физического развития и формирования навыков по культуре здорового образа жизни. Результаты мониторинга помогают педагогам корректировать работу над данной задачей.
В ходе проведения мониторинга на начало учебного года были выявлены следующие результаты:
Уровень сформированности физических качеств:
Высокий - 7 %;
Средний -45%;
Низкий -48 %.
Уровень сформированности культуры здоровья:
Высокий - 27%;
Средний - 69 %;
Низкий - 4%;
В ходе образовательной деятельности учитываются индивидуальные особенности воспитанников, состояние их здоровья: снижается дозировка и нагрузка во время проведения физкультурных и музыкальных занятий и подвижных игр для детей пришедших после болезни, а также для детей 3 группы здоровья.
Информация с обобщенными данными о физическом развитии детей, сформированности у них культуры здорового и безопасного образа жизни включается в ежегодный отчет по самообследованию деятельности ДОУ за учебный год и размещается на сайте детского сада.
В ДОУ на цокольном этаже функционирует специально оборудованный в соответствии с требованием санитарных правил спортивный зал. При организации физкультурно- оздоровительной работы в зале соблюдается воздушно - тепловой режим, проводится регулярно проветривание и влажная уборка, согласно графика. Для проведения занятий имеется физкультурное оборудование и инвентарь, который периодически обновляется и пополняется. В ДОУ ведётся постоянный контроль администрацией за организацией физического воспитания, правильным проведением мероприятий по физической культуре.
При организации воспитально- образовательного процесса соблюдается режим двигательной активности детей, который включает чередование занятий с разными нагрузками. Двигательный режим в ДОУ начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление и укрепление организма. Весной, летом, осенью, если позволяют погодные условия, зарядка проходится на свежем воздухе. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Прогулки организуются два раза в день. На прогулке правильно подобранные и чередуемые игры и упражнения, развивают у детей ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, временем года, темой недели.
Оздоровительная бодрящая гимнастика после сна планируется в соответствии с темами недели. В комплекс входят упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, дыхательные упражнения. После гимнастики дети моют лицо, шею, руки, что служит закаливающей процедурой.
Двигательный режим детей насыщен спортивными и подвижными играми. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка. Занятия требуют от детей длительного напряжения. Поэтому в процесс включаются оздоровительные мероприятия: динамические паузы, физкультминутки, во время проведения занятий и в перерывах между ними, организуются подвижные игры, в группах и на прогулке, психогимнастика, сказкотерапия, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения, повышения работоспособности детей во время НОД, создания психологически благоприятной обстановки в группе.
Для развития самостоятельной двигательной активности в группах оборудованы спортивные уголки с необходимым спортинвентарем, а так же дидактическими играми со спортивной тематикой. В каждой группе имеются массажные дорожки, сделанные воспитателями.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых.
Сотрудники ДОУ стараются создать в группах благоприятный эмоционально – психологический климат, спокойную обстановку, доверительное отношения между взрослыми и детьми, которые способствуют формированию познавательной активности и положительной самооценки у детей.
К участию в образовательном процессе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в ДОУ привлекаются родители, что помогает более успешному решению поставленных задач. С этой целью был проведён старшим воспитателем Избасаровой Н.И. и воспитателем по физкультурно – оздоровительной работе Мельниковой Е.Н. с родителями проект « Будь здоров». Для повышения информированности родителей на сайте детского сада размещаются рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей в семье, создания родителями благоприятной микросреды для развития детей. Так же на сайте можно ознакомиться с проводимыми по данной задаче в детском саду мероприятиями. Педагоги организуют консультации, оформляют папки - передвижки, привлекают родителей к совместным мероприятиям с детьми, участию в праздниках. По вопросам оздоровления детей проводятся беседы с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план работы, учитывая запросы родителей.
Непременное условие успешной работы по ЗОЖ – применение здоровьесберегающих технологий, отдельные приемы, которых используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей.
Для профилактики нарушений плоскостопия и осанки в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна включаются
коррегирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», дыхательная гимнастика. Два раза в году организуются недели здоровья и 1 раз в квартал – дни здоровья. Физкультурные праздники и развлечения проводятся в соответствии ежегодно составленным планом спортивных мероприятий на учебный год. Для профилактики простудных заболеваний воспитатель по физкультурно – оздоровительной работе включает в различные виды деятельности самомассаж, точечный массаж, дыхательную гимнастику.
В детском саду проводится комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима согласно СанПиНа.
- Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки по возрастам).
- Соблюдение требований к сезонной одежде (индивидуальная работа с родителями).
- Облегченная одежда в детском саду.
- Гимнастика после сна.
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
- Полоскание рта водой.
- Самомассаж.
Для организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, повышения мастерства педагогов в методическом кабинете есть специальная литература, картотеки прогулок, подвижных игр, комплексов утренней гимнастики и гимнастики после сна по возрастным группам.
Работа по охране здоровья воспитанников осуществляется путём создания благоприятных санитарно – гигиенических условий, соблюдения режима дня, полноценного питания, ежедневного пребывания на свежем воздухе, проведения закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных соревнований. Диагностические исследования физического развития детей показали, что к концу года его уровень повышается за счёт регулярно проводимых мероприятий.