Мы в соцсетях:
https://ok.ru/group/70000000360782/album/947099465550/947099465294
https://vk.com/public215240326
Компетентный родитель
Готовность к школе. Речевая готовность
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но готов ли он к этому? Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усвоить всю систему знаний.
К шести годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть обширен и богат, ребёнок должен правильно строить фразу.
Но нередко у детей наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём специфических ошибок.
Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее:
- Правильность произношения звуков.
- Умение различать звуки на слух.
- Владение элементарными навыками звукового анализа.
- Состояние словарного запаса.
- Сформированность грамматической системы.
- Владение связной речью.
Звукопроизношение
На момент поступления в школу ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков. Если ребёнок заменяет один звук другим, то это, в большинстве случаев, отражается на письме. Легче работать, если звука нет вообще, например, лопата – опата. Хуже, если заменяет: ложка – вожка.
Проверка звукопроизношения:
- Назови картинки (ребёнок должен назвать картинки самостоятельно, без помощи взрослого).
Различение звуков на слух
Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой.
У человека есть физический слух, он отвечает за восприятие и различение шумов, звуков природы и др. Фонематический слух – восприятие и различение на слух фонем, речевых звуков.
Если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.
Проверка:
- Назови картинки (картинки отличаются одним звуком; картинки называет взрослый, а ребёнок показывает. Это для того, чтобы не закрепилось неправильное произношение).
- Игра «Покажи звук» (ребёнок поднимает карточку, которая соответствует нужному звуку).
Звуковой анализ слов
Простейшие формы звукового анализа становятся доступными детям уже в дощкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к школе.
Проверка:
- Предлагаются слова, а ребёнок должен сказать, есть ли в этом слове нужный звук (например, скажи, есть ли в слове «роза» звук Р).
- Определи место звука в слове (Игра «Поезд»).
- Выделение звука из начала и конца слова (Какой первый (последний) звук в слове?).
Словарный запас
Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, обобщающие понятия.
Проверка:
- Называние предметов, относящихся к разным логическим группам (например, деревья, цветы).
- Нахождение общих названий, обобщающих слов.
- Подбор признаков к определённому предмету.
- Подбор возможных действий.
- Подбор предметов к заданному действию.
- Подбор синонимов.
- Подбор антонимов (Игра «Противоположности»).
- Проверка понимания переносных значений (золотые руки, светлая голова и т. п.).
Грамматический строй речи
Необходимо знать, овладел ли ребёнок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования.
Словоизменение – это изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова: ДОМ, ДОМА, ДОМОМ.
При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, образуются однокоренные слова: ДОМ, ДОМИК, ДОМАШНИЙ.
Грамматической системой в норме ребёнок овладевает к 4 годам, а системой словообразования – лишь к 7 – 8 годам. Словообразование является и дополнительным источником накопления словаря.
Проверка:
- Словоизменение: образование множественного числа имён существительных, согласование прилагательных с существительными.
- Словообразование: образование существительных с помощью уменьшительных суффиксов, образование глаголов с помощью приставок, образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный стакан).
Связная речь
Под связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после трёх лет. Особенно активно связная речь развивается в период между четырьмя и пятью годами, когда в процессе игры у ребёнка формируется регулирующая функция речи.
В связной речи важно установить логическую связь между отдельными предложениями.
Проверка:
- Расскажи, что ты видишь на картинке (сюжетная картинка).
- Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
- Чтение и пересказ сказок, рассказов.
Чтобы подготовить ребёнка к школе в плане связной речи, необходимо учить ребёнка давать полные ответы на вопросы, научить прослеживать последовательность событий, читать сказки.
Все приведённые способы проверки вполне доступны и неспециалистам. Подготовка же ребёнка к школе (в том числе и речевая) предупредит появление в дальнейшем многих школьных проблем.
Существует масса тестов, которые помогают определить актуальный уровень речевого развития ребёнка-дошкольника. Вот один из них (Приложение 1).
Приложение 1
Ориентировочная оценка школьной зрелости детей шестилетнего возраста. Тест Кёрна-Йерасика (вербальный вариант теста)
Тест имеет количественно-качественную оценку. Первая цифра в баллах даётся, если ребёнок дал полный обоснованный ответ, вторая, если ответил с помощью взрослого, третья, если ребёнок ответил неправильно.
Вопросы |
Баллы |
утром …….
|
[ 0, - 1, - 3 ]
[ 0, - 1, - 5 ]
[ 0, - 1, - 4 ] [ 0, - 1, - 4 ] [ 1, 0, - 1 ]
[ 1, 0, - 1 ] [ 2, 1, 0 ]
[ 2, 1, 0 ]
[ 2, 1, 0 ]
[ 1, 0, - 1 ]
[ 3, 1, 0 ]
[ 0, - 1, - 3 ]
[ 1, 0, - 1 ]
[ 3, 1, - 1 ]
[ 4, 1, 0 ]
[ 3, 1, 0 ]
[ 3, 1, 0 ]
[ 2, 0, - 1 ]
[ 2, 1, 0 ]
[ 2, 1, 0 ] |
Лучший ответ – «5», если ребёнок набрал от + 20 и более баллов;
«4» - от + 15 до + 19;
«3» - от + 1 до + 14;
«2» - от – 10 до 0;
«1» - от – 11 и меньше.
Уважаемые родители информируем Вас, что Генеральная прокуратура во взаимодействии с Банком России предлагает информационные видеоролики, направленные на развитие правовой грамотности граждан и пропаганду "компьютерной гигиены":
https://cloud.mail.ru/public/ZdMJ/JEVsZdfnM
https://cloud.mail.ru/public/DeRY/zNObtkPCg
https://cloud.mail.ru/public/eD74/ELJ02ynqd
https://cloud.mail.ru/public/1hui/EqgtBNxD5
Меры профилактики: https://yadi.sk/d/8M_MAckjgKeebg
Национальный проект ОБРАЗОВАНИЕ
Памятка "Что может угрожать вашему ребенку"
Правила по обеспечению безопасности детей
Заявление о приёме в детский сад
Памятка по правилам привлечения добровольных пожертвований образовательными организациями
Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Результаты НОК
Презентация образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада №3 "Теремок"